Многие малыши и дети постарше очень любят играть устройствами с сенсорными экранами – и это неудивительно! Сенсорный экран дает возможность мгновенного доступа к интересным изображениям, движущимся предметам, музыке – всему, что не может не притягивать внимание ребятишек. Однако все громче звучат и опасения, что малышам следует познавать мир не через экран, а с помощью активных игр и социального взаимодействия. Так что же все-таки приносят детям интерактивные экраны планшетов и смартфонов – пользу или вред?
Отдаленные последствия неизвестны
Понятно, что многие родители приходят в восторг от такой интерактивной техники, ведь им известны рекламные объявления в СМИ о том, что с помощью подобных устройств дети могут учить буквы, числа, слова и осваивать понятия. Однако в настоящее время пока еще не получено никаких данных о связи между устройствами с сенсорным экраном и обучением детей.
Довольно часто родители дают детям пользоваться смартфонами, ноутбуками или планшетами, например, во время поездки в машине или в ожидании приема у кабинета врача. Для детишек эти устройства как няня – сотни специальных детских приложений способны очень быстро привлечь внимание ребенка. Так что же все-таки приносят детям эти интерактивные экраны – пользу или вред?
Ни одно научное исследование еще не завершено, поэтому и обоснованных доказательств нет. Детям старшего возраста интерактивные устройства помогают познакомиться с такими понятиями, как причина и следствие, последовательность. Однако для малышей, чье умственное развитие находится пока в переломной стадии, отдаленные последствия от воздействия этих устройств неизвестны.
Возможна задержка развития речи
Что касается экранного времени, Американская академия педиатрии (AAP) дает четкие рекомендации: совершенно исключить экранное время для детей младше 2 лет, так как такое времяпровождение может стать причиной задержки в развитии речи. Важно отметить, что это относится ко всем устройствам с экранами: телевизорам, компьютерам, планшетам, мобильным телефонам.
Детям нужно обучаться на основе жизненного опыта
Многочисленные исследования подтверждают, что дети лучше обучаются на основе реального жизненного опыта, а не с помощью экранов различных устройств – особенно это касается занятий, связанных с движением и действиями. Было подсчитано, что, к сожалению, среднестатистический годовалый ребенок подвержен влиянию экранного времени до 2 часов в день, включая телевизоры, планшеты, смартфоны и компьютеры.
Важно взаимодействовать не с экранами, а с людьми
С помощью современных устройств ознакомить ребенка с понятиями «вверх» и «вниз», «стой» и «иди» – это звучит круто. Однако вы не сможете заменить этим реальный опыт знакомства с удивительным окружающим миром, который ребенок получает через игру. Активное изучение развивает координацию движений, зрительное восприятие и мелкую моторику, чего не скажешь о плоском экране. Детям очень важно узнавать новые понятия в процессе взаимодействия с людьми и предметами. Что-то строить, лазать, стучать, укладывать, притворяться – все это трехмерный сенсорно-двигательный опыт, который невозможно воспроизвести на экране.
Нет комментариев