Совсем скоро работодатели столкнутся с первыми представителями поколения Z, которые придут трудоустраиваться. Каковы особенности представителей эпохи селфимании, их ценности и поведенческие модели; на что они ориентированы, и есть ли у них свои сильные и слабые стороны, на которые следует обратить внимание при найме на работу?
Вчерашний день, миллениалы
Поколению Z, которое уже вот-вот появится на рынке труда, предшествует ныне активно работающее поколение Y или так называемые «миллениалы». Кстати миллениалов работодатели, рекрутеры и менеджеры по персоналу стандартно характеризуют как слишком корыстных, ленивых, повернутых на современных гаджетах, нелояльных и нетерпеливых – и это о поколении, которое, кроме того, считается самым образованным.
Поскольку именно на миллениалов пришелся рост расходов на рекрутинг, трудоустройство, адаптацию и обучение, а также именно они больше всего познали на себе, что такое выгорание на работе, то не удивительно, что работодатели начинают беспокоиться. Мало того, существует мнение, что миллениалы «виноваты» в смещении ценностей на рынке труда и в трудовых отношениях в целом. Если вы начинаете паниковать только сейчас, то безнадежно опоздали: миллениалы – это уже вчерашний день. На горизонте уверенно маячит пока еще «темная лошадка»: поколение Z со своей собственной системой ценностей. Это означает, что компаниям снова придется адаптироваться – причем очень быстро.
День завтрашний, поколение Z. Сильные и слабые стороны
1. Проактивность и желание действовать
Что можно сказать об этих юных и набирающих силы соискателях завтрашнего дня, и как бизнесу придется приспосабливаться (а то и прогибаться), чтобы удовлетворить потребности самых молодых представителей рабочей силы и при этом не пойти ко дну в новом деловом мире?
Каждое поколение отличается своим уникальным влиянием на сферу работы с персоналом, потому ряд исследователей и аналитиков, предваряя события, начали изучать модели поведения старшеклассников уже сегодня, а точнее их активность, выносливость, самообладание и последовательность.
Результаты поколения Z сравнили с результатами бэби-бумеров, опрошенных в том же возрасте с использованием аналогичной методики. Современная молодежь показала повышенную активность и желание действовать, плюс быть в центре внимания, что, собственно, с высокой долей вероятности и будет определять бизнес-культуру будущего.
Эти качества связаны у поколения Z со стремлением к личным достижениям; также у этой молодежи можно отметить целеустремленность и умение работать в команде, которые развиты лучше, нежели у предыдущих поколений.
Самому образованному поколению в истории человечества – поколению Y – такая проактивность была не особо присуща. Хотя может показаться странным, но для этого существуют логические причины.
Система образования перестала делать акцент на индивидуальных достижениях и стремится подчеркивать ценность совместной работы и сотрудничества. Способствует этому современная интернет-культура, сделавшая возможным мгновенный обмен информацией и постоянную связь повседневной нормой.
Самые успешные представители поколения Z – это студенты, у которых четко прослеживается баланс целеустремленности (проактивность, дисциплина, самоконтроль, последовательность) и социально-ориентированных моделей поведения (нетворкинг, презентация себя и желание быть в фокусе внимания).
Итак, работодателям следует готовиться к тому, что работа с поколением Z будет ориентирована на гармонизацию между индивидуальными достижениями и социальным признанием. Можете уже начинать планировать свои стратегии: от мотивационных стимулов до рабочих отчетов, от карьерных расстановок до методов принятия решений и подготовки руководителей.
2. Стремление находиться в центре внимания
Сравнивая поколение Z с теми же бэби-бумерами, четко видно, насколько разительно высока их потребность во внимании. С учетом селфимании и возможности всегда быть виртуально на связи с друзьями и семьей, их влияние на культуру труда будет очевидно и существенно.
Представьте, что все ваши сотрудники хотят быть в центре внимания и постоянно требуют, чтобы руководители и коллеги уделяли им время. Кстати, согласно исследованию, когда потребность в модели поведения «себя показать» высока среди опрошенных учащихся, то это негативно сказывалось на их среднем балле успеваемости, что свидетельствует о том, что такие студенты будут уделять меньше внимания своим целям и достижениям, став наемными работниками.
Что ж, вероятно, придется вернуться к методам управления двадцатилетней давности. С пришествием поколения Z, у которых есть ярко выраженное слабое звено, а точнее преобладание признания над достижениями, работодателям потребуются настоящие руководители, которые будут жестко управлять персоналом, не давая людям расслабляться.
3. Акцент на командную работу
Стремительное развитие технологий и быстрый темп привели к тому, что мы привыкли ожидать высокой производительности от почти каждого сотрудника, но так ли это полезно?
Если взять индивидуальные достижения в качестве основного конкурентного преимущества компании, мы увидим скорее негативные последствия. Сотрудники, настроенные только на такие индивидуальные цели, вскоре выгорят и окажутся во власти сплошного стресса. Значит, лидерам придется учиться «идти в народ», принимать участие в совместных решениях, уделять внимание своим сотрудникам и обучать их, чтобы добиться продуктивности в работе.
Вывод
Скорее всего, мы увидим переход к более благоприятной рабочей атмосфере, с бизнес-тренерами и психологами в рамках компаний, и больше управляющих сотрудников, координирующих совместную и командную, а не индивидуальную, деятельность. А вы, как работодатель, готовы ли к пришествию поколения Z? Как вы будете адаптироваться?
Марина ПАВЛОВА
Нет комментариев