На летний период приходится четыре двунадесятых праздника: Вознесение Господне (через сорок дней после Пасхи), День Святой Троицы, Пятидесятница (через пятьдесят дней после Пасхи), Преображение Господне (19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Также на лето приходятся два длительных поста из четырех. Это Петров пост (через неделю после Троицы) и Успенский пост — с 14 по 28 августа.
Вознесение Господне
Через сорок дней после Пасхи православные христиане празднуют Вознесение Господне. Это двунадесятый праздник, дата которого меняется в зависимости от празднования Пасхи, но всегда приходится на четверг. Такие праздники называются подвижными, или переходящими. Всего подвижных двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим (празднуется в шестое воскресенье Великого поста), Вознесение Господне (празднуется на сороковой день после Пасхи), День Святой Троицы, или Пятидесятница (празднуется на пятидесятый день после Пасхи).
Праздник Вознесения Господня напоминает христианам о том, как на сороковой день после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо с горы Елеонской. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян.1:9-11). Согласно Священному Писанию, после Своего воскресения Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам, чтобы те убедились в истинности его телесного воскресения, укрепились в вере и обрели готовность к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, Спаситель вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон. Там, подняв свои руки, Господь благословил их, а затем вознесся на небо.
Праздник Вознесения Господня приходится на конец весны — начало лета. Об этом празднике в народе сложились такие пословицы: «Весна о Вознесение на небо просится, на отдых в светлый рай возносится», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
Какие готовят блюда. С Вознесения и до Преображения, до освящения нового урожая плодов, на трапезу не подают яблоки. В разных областях России на Вознесение готовили свои, особые блюда: в некоторых пекли блины — «Христу на дорожку», а в некоторых готовили выпечку в форме лестницы, «чтобы Спасителю было легче на небо подниматься».
Следующая за Вознесением неделя называлась Зелеными святками. К этой неделе заканчивались пахота и сев, а жатва еще не начиналась, проводились народные гулянья. Суббота этой недели — Троицкая родительская суббота, день поминовения всех от века усопших православных христиан. Следующий за родительской субботой воскресный день — переходящий двунадесятый праздник День Святой Троицы, или Пятидесятница.
День Святой Троицы, или Пятидесятница
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения. Этот праздник приходится всегда на воскресенье, а его дата меняется в зависимости от празднования Пасхи.
Пятидесятница приурочена к следующему событию, описанному в Священном Писании. На пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы собрались вместе в Иерусалиме. Было утро или, по иудейскому времяисчислению, «третий час». Внезапно весь дом, где находились апостолы, наполнился шумом, как от сильного ветра. «И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2, 3-4). С этого дня апостолы понесли благую весть о Христовом Воскресении во все концы земли. В первый же день проповеди святого апостола Петра в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек. Крестившиеся образовали общину: жили совместным имуществом, трудами и молитвами. Вот как это описывается в Деяниях святых апостолов: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян.4, 32–35)
Почему день Пятидесятницы называется еще и Днем Святой Троицы? Бог Отец послал Сына своего на землю, который, живя среди людей, из любви к ним добровольно принял крестную смерть, в третий день воскрес и даровал всем жизнь вечную. И вот после воскресения Сына Божьего сошел Святой Дух, третье Лицо Святой Троицы, подающий всему живому силу жизни и наполняющий ее благодатью божественной любви.
Троицу на Руси именовали зеленым праздником. В храмах и домах верующих устилали полы душистыми травами, иконы украшали цветами и ветвями берез. И по сей день православные храмы в день Святой Троицы украшаются ветвями берез и цветами. Священнослужители совершают богослужение в зеленых облачениях, верующие стоят на службе с веточками березы.
Неделя, следующая за Троицей, сплошная, то есть в среду и пятницу этой недели не постятся. В понедельник празднуется День Святого Духа, по народному — Духов день. Цветы, травы и зеленые ветви, украшавшие храм, после службы раздаются верующим, которые хранят их в красном углу до следующей Троицы.
С троицкой недели начинается самое жаркое время года, поэтому сложились такие пословицы: «С Духова Дня не с одного неба, из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке».
Какие готовят блюда. На православной трапезе на сплошной седмице кроме рыбы, сыра, молочных продуктов обязательно присутствует свежая зелень: лук, петрушка, укроп, сельдерей, щавель, шпинат, листовой салат, а если Троица поздняя, то и свежие огурцы нового урожая.
В воскресный день перед Петровским постом (Петровками) происходит заговение на пост, которое еще называют Крапивным заговением. Из последней молодой крапивы варят крапивные щи и подают их с куриными яйцами — варят их вкрутую, рубят и кладут в щи перед подачей или выпускают сырые яйца в кипящий суп. В понедельник после Крапивного заговения начинается Петров пост.
Петров пост
Петров пост начинается через неделю после Троицы и продолжается до июля, дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В воспоминание о подвиге несения слова Христова среди язычников и мученической смерти святых апостолов и установлен церковью этот пост (см. у Силуана). И святой Петр, и святой Павел были казнены в Риме за проповедь слова Божия: Петра распяли на кресте, а Павел был казнен усечением главы. Во времена гонений на христиан от императора Нерона римские христиане упросили Петра покинуть город, чтобы сохранить жизнь. Согласно священному преданию, когда Петр вышел из Рима, ему явился сам Христос, идущий навстречу. Пораженный этим явлением, Петр спросил: «Камо грядеши (т. е. куда идешь), Господи?». На что Спаситель ответил ему: «Иду в Рим, чтобы меня снова распяли». Тогда апостол Петр устыдился своего малодушия и, вернувшись, добровольно отдал себя в руки мучителей.
В истории Церкви, как правило, за периодами торжества следуют периоды гонений и тяжких испытаний. Так, после расцвета Церкви в период правления св. императора Константина наступает период гонений на Церковь от еретиков-ариан. И вот об этих великих испытаниях напоминает Петровский пост. Глубоко символично, что заговение на Петров пост приходится на воскресный день Всех Святых, большинство из которых понесли подвиг мученичества или исповедничества.
О посте же можно сказать вот что. Сам по себе отказ от пищи, добровольное голодание не являются для христианина благом. Спаситель не запрещал людям есть. Ведь сам Христос чудесным образом накормил пять тысяч человек, пришедших к Нему, пятью хлебами и двумя рыбами. Господь претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской и даже в священную субботу — день покоя — не препятствовал своим ученикам рвать колосья для утоления голода. Святой апостол Павел, разъясняя отношение к еде, пишет: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога» (Рим.14,6). Но для человека, для его нравственности, для духовного возрастания нужна твердая воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе зачатки зла, пренебречь собственным эго ради служения Богу и ближнему. Какую титаническую волю должны были иметь мученики, чтобы пройти все искушения и отдать жизнь за Христа. Ведь отрекшись от Него, они могли сохранить себе жизнь и даже обрести богатство и положение в обществе. Многие святые раздавали все свое имущество, а святые врачи-бессребреники бесплатно лечили всех, кто к ним обращался, хотя сами зачастую жили в нищете. Вот для такого укрепления воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности и желания своему духу.
«Пост — есть воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов… Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева»
— Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Следует отметить, что пост полезен и для здоровья, так как ограничивает человека в курении, принятии алкоголя, употреблении большого количества жирной пищи, не допускает переедания. Недаром появилась пословица: «С поста не мрут, а с обжорства дохнут».
Продолжительность Петрова поста, в отличие от других постов, может быть разной, она зависит от празднования Пасхи. Самый короткий пост длится восемь дней, самый длинный — шесть недель.
Какие блюда разрешены. По уставу Петрова поста в среду и пятницу разрешается растительная пища без елея (то есть без растительного масла), по понедельникам, вторникам, четвергам — растительная пища с елеем, по субботам и воскресеньям можно есть рыбу и морепродукты. Кроме того, рыба разрешается в Петров пост в дни памяти особо почитаемых святых, в честь которых во время богослужения совершается великое славословие. К таким святым, например, относятся преподобный Кирилл игумен Белозерский (22 июня), святитель Иона, митрополит Московский (28 июня), апостол Иуда, брат Господень (2 июля). Также рыба разрешается в день празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля).
Самыми распространенными продуктами во время Петрова поста являются разнообразные овощи и ягоды, а вот фрукты еще не употребляют, так как освящение плодов нового урожая (яблок, груш, винограда) совершается только 19 августа, на праздник Преображения Господня. Во время Петрова поста начинается период консервирования овощей: соление огурцов и ранних сортов помидоров, перца, кабачков и баклажанов, заготовка варенья, ягодной пастилы, засолка, маринование и сушка сезонных грибов.
Смотрите также: Постные салаты
14-27 августа: Успенский пост
В августе наступает короткий, но строгий Успенский пост, посвященный Пресвятой Богородице. В народе этот пост еще называли Госпожинки. Он длится всего две недели, с 14 по 27 августа. Устав поста такой же строгий, как устав поста Великого, а рыба разрешается только 19 августа — в праздник Преображения Господня.
Успенский пост известен еще тем, что во время него празднуется два Спаса: Медовый — 14 августа и Яблочный — 19 августа. На 14 августа также приходится день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Отсюда народная поговорка: «Маккавей — мак вей».
В южных областях России в этот день освящали мак и цветы, которые потом хранили за иконами в течение года. Мак был распространенным продуктом в русской кухне. На маковом молочке готовили постные каши, его добавляли в сочиво, которое обязательно готовили на Рождественский или Крещенский сочельник. Сразу по окончании — 29 августа — празднуется Спас Ореховый (по-другому Хлебный или Холщовый).
Медовый Спас. Итак, 14 августа — Медовый Спас. Полное церковное название Медового Спаса — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Возник этот праздник в IV–V веках в Константинополе, столице Византии. Летом из-за сильной жары в городе распространялись инфекционные болезни, поэтому установился обычай выносить из храма святой Софии крест с частицей Креста, на котором был распят Господь, для освящения города и предотвращения эпидемий. Медовым же Спас называется потому, что на Руси в этот день освящали новый урожай меда.
Яблочный Спас. 19 августа, в Праздник Преображения Господня, также посвященный Спасителю, на Руси освящался новый урожай фруктов, в первую очередь яблок. Так появился Яблочный Спас.
Смотрите также: Постные паштеты из овощей, бобовых и орехов
Спас на Убрусе
29 августа, уже по окончании Успенского поста, празднуется третий Спас — Спас на Убрусе. Он берет свое начало в 944 году. Этот праздник связан с такой историей. Еще при земной жизни Христа едесского царя Авгаря поразила страшная болезнь — проказа. Лекарства от этой болезни не было. И вот царь Авгарь услышал о чудесных исцелениях, творимых Христом, и уверовал, что Христос есть воистину Сын Божий. Тогда Авгарь написал Христу письмо с мольбой об исцелении. Когда ученики передали Христу просьбу царя, Господь умыл Свое лицо, отер его убрусом (холщовым полотенцем), и на холсте отпечатался Его Божественный Лик. Этот убрус доставили в Едессу царю Авгарю, и тот, прикоснувшись к нему, получил исцеление. Поэтому третий Спас называется Холщовым. А Ореховым и Хлебным его стали называть потому, что в этот день также освящали новый урожай хлебов и орехов.
Какие блюда готовят. Успенский пост отличается обилием овощей и фруктов нового урожая, поэтому, несмотря на его строгость, у русского народа сложилась такая поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка». Начиная с 19 августа на постном столе появляются яблоки и разнообразные постные блюда из них: яблоки печеные, пастила из яблок, яблочный сок и множество других.
На первом фото вверху: Осташков. Нило-Столбенская пустынь
Нет комментариев