Преображение Господне — христианской праздник, который отмечают православные и католики 19 августа как духовное событие, предварившее собой Распятие Господа. В этот день Господь Иисус Христос просиял перед апостолами особым духовным светом, предстал перед ними во всей Божественной, вечной славе.
В народе праздник называется Яблочный Спас по той причине, что в этот день после праздничной Литургии освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где он не растёт, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения, описанных в книге Петра Малкова «Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей» и других источниках.
Евангельский рассказ о Преображении
Смысл события Преображения раскрывается в евангельском повествовании о том, как Господь Иисус Христос, взяв с собой трех учеников, трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – возвёл их на гору и преобразился, изменился перед ними, просияв прекрасным и в то же самое время нестерпимым для их зрения Светом.
Как повествует Евангелие, в те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Иисус все чаще и чаще говорил с апостолами о предстоящих ему мучениях и распятии. И вот однажды, взяв с собой трех самых близких учеников, Иисус взошел на вершину горы, дабы совершить здесь молитву. Когда Христос начал молиться, с ним вдруг произошла удивительная перемена: лицо его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о его предстоящих крестных страданиях.
Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь, на горе, устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось светлое облако, осенившее их своей тенью, и из этого облака раздался голос: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте. Апостолы в страхе попадали на землю. И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: встаньте и не бойтесь. Затем, когда они спускались с горы, Христос повелел апостолам держать увиденное в тайне и никому не рассказывать о чуде Преображения до момента Воскресения его из мертвых. Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении.
Фавор: гора Преображения
По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор – одной из гор Галилейской области Палестины.
Фавор – невысокая зеленая вершина в обширной Израильской долине. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своей формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли Северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон.
Фаворский Свет: сияние Божественных энергий
Какова же была природа Света, который увидели на Фаворе апостолы и которым здесь сиял Господь – Его лицо и Его одежды?
Святоотеческая традиция говорит о Фаворском Свете как о Свете, источником которого является Божественная природа Господа Иисуса Христа как Сына Божия, о том, что этот Свет – общий для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, что он есть сама, чудесным образом видимая для глаз апостолов, Божественная благодать.
На Фаворе апостолы сподобились видения особого – духовного – Света, имевшего совсем другое происхождение, иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире. Свет этот отнюдь не сотворен Богом, как сотворены Создателем вселенной свет солнца или звезд; напротив, Фаворский Свет – это сияние Самого Бога. Он – нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати. Такой Божественный Свет может быть отчасти познан человеком – конечно, если это сияние откроет ему Сам Господь.
История празднования Преображения Господня
Преображение Господне – одно из важнейших православных торжеств. Оно относится к числу так называемых двунадесятых (то есть двенадцати главнейших) праздников церковного календаря. Праздник Преображения всегда отмечается в один и тот же день – 6 августа (по старому стилю) / 19 августа (по новому стилю). Несмотря на то что Преображение приходится на довольно строгий Успенский пост, длящийся с 14 по 27 августа (по новому стилю), это всегда радостный и светлый летний праздник.
Первые по времени свидетельства о церковном праздновании Преображения – довольно древние, они относятся еще к V столетию. Однако сам праздник получил широкое распространение на Православном Востоке – прежде всего в Византии – все же позднее: в VII–VIII веках. На Западе, в отличие от Византии, праздник Преображения не имел в сознании верующих такого уж большого значения; здесь он оказался установлен как повсеместный лишь в середине XV столетия.
Как известно из новозаветной истории, Господь преобразился на Фаворе совсем незадолго до своего Распятия. Так почему же тогда мы празднуем Преображение Господне в августе, а не в дни Великого поста – перед Страстной седмицей и Пасхой?
Дело в том, что древняя Церковь, руководствуясь антиязыческими задачами, зачастую приурочивала календарные даты тех или иных своих праздников к дням языческих торжеств – тем самым подменяя и вытесняя их из народного сознания. Так, в V–VI веках празднование Преображения Господня в Армении и в Каппадокии оказалось приурочено к 6 августа – дню, когда в Армении традиционно прославлялась языческая богиня Астхик (праздник Вардавар), а в Каппадокии – Афродита (праздник Вартувария); во время этого языческого торжества молодежь гадала о своей судьбе над ведром воды, в которое опускались зеленые колосья.
Впрочем, духовный смысл Преображения именно как события, предварившего собой Распятие Господа, все же оказался отражен и в церковном календаре: ведь Преображение празднуется нами ровно за сорок дней до другого двунадесятого праздника – Крестовоздвижения – торжества, прославляющего Крест Христов, Голгофскую Жертву Спасителя.
Молитвы Преображения Господня. Тропарь и Кондак
Богословский и спасительный для человеческого рода смысл события Преображения Господня раскрывается в дивных песнопениях. Вспомним хотя бы главнейшие богослужебные тексты Преображения – его тропарь и кондак.
Вот церковнославянский текст тропаря праздника Преображения и его перевод на русский язык:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе.
А вот кондак праздника, также с русским переводом:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние.
На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики Твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние.
Яблочный Спас. Народные традиции освящения на Преображение Господне плодов нового урожая
Возможно, праздник Преображения памятен многим в первую очередь из-за связанного с ним красивого и торжественного богослужебного обычая – храмового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря ему праздник и получил свое второе, народное, название – Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая – очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, конечно же, отнюдь не в этом священнодействии.
Кроме Яблочного Спаса, у праздника Преображения Господня есть на Руси и другие названия — Праздник Спаса, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Осенины.
Одно из многих названий праздника — Первые осенины — означает встречу осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай, несли для освящения в храм яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты и тому подобное. Иногда несли в церковь также мак, морковь, лук, лекарственные снадобья, в частности базилик и бархатцы. С этого момента можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.
На праздник Спаса выпекали первый хлеб из зерна нового урожая, ставили в углу первый сноп. На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Обед состоял преимущественно из мучных, овощных блюд и холодной рыбы. Сначала ели яблоки и мед, запивая яблоневым вином или другим вином, «чтобы фрукты родили», а затем переходили к другим блюдам.
С особым нетерпением ждали Спаса пчеловоды. Каждый пчеловод за два-три дня до праздника делал ревизию, чтобы определить, сколько меда взять себе и сколько оставить пчелам на зиму, изымал пустые вощины, объединял малочисленные семьи.
Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали. Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.
Стихи о Яблочном спасе
Борис Пастернак «Август»
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:
“Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство”.
Александр Блок «Преображение»
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Сергей Есенин «Преображение»
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
На фото: Преображение Господне. 1480. Джованни Беллини. Музей Каподимонте. Неаполь
1 комментарий
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 6 августа. В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы . Вечером накануне дня праздника совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника, совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей, читаются каноны выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского