Философ Франко Берарди считает, что террористы – это люди, которые страдают, и через это страдание они становятся преступниками. В интервью Карин Янкер для немецкого издания Süddeutsche Zeitung философ называет этот феномен «исламским отчаянием».
Глава Федерального министерства внутренних дел Германии назвал нападение на поезд в Вюрцбурге «пограничным состоянием между безумием и терроризмом». Так же обстоит дело и с преступником из Ниццы. Неясно, то ли это воин «Исламского государства», то ли просто убийца, не придерживающийся никаких идеологических и религиозных воззрений. Где грань между террористическим нападением и безумием? Об этом и многом другом размышляет в своей книге «Герои. Массовые убийства и суицид» итальянский философ Франко Берарди, или просто «Бифо».
Где грань между безумием и террором?
− Господин Берарди, кого вы имеете в виду под «Героями»? Того, кто хочет покончить с собой, или тех, кто творит кровавый беспредел? Или их жертв?
− Я использую слово герой не в прямом его значении, а в переносном. Молодые люди, которые совершают террористические акты, перестрелки в школе или другие формы так называемого «расширенного суицида» уверены, что они герои. Всю жизнь они были неудачниками, и им кажется, что теперь они, наконец, взяли судьбу в свои руки.
− Особенность вашего исследования о самоубийцах и убийцах в том, что вы лично читали манифесты и прощальные записки таких преступников, как Брейвик или стрелки в «Колумбине». Это свидетельствует о вашем повышенном интересе к убийцам, это удивляет.
− Я и сам был удивлен возникшему интересу. После стрельбы в «Авроре» в 2012 году, когда молодой человек под маской Джокера стрелял в зрителей премьеры Бэтмэна, на меня будто нашло наваждение. Я читал все подряд об этом убийце и о похожих преступлениях. Именно тогда я решился написать об этом книгу.
− В своей книге вы относите тех, кто совершает террористические атаки и тех, кто устраивает стрельбу в школе, к категории безумцев. Но есть ли фундаментальные различия между исламским терроризмом и школьной стрельбой? А именно идеологическая мотивация преступников?
− Различие между безумием и террором больше не играет никакой роли, оно исторически устарело. Мы больше не должны относиться к террору как сознательному политическому акту, как во времена преступлений «Фракции Красной Армии». За действиями в Ницце и Вюрцбурге не видно никакой политической стратегии. Гораздо более важно исследовать психопатологическую сторону этих преступлений. Здесь я вижу много общего между стреляющим в людей безумцем и террористом.
− Что именно?
− В момент преступления они чувствуют себя героями. Они не серийные убийцы или садисты, которые получают наслаждение от страдания своих жертв. Есть люди, которые страдают сами, и из-за этого становятся преступниками. Я поэтому и говорю об «исламском отчаянии», обрушившемся на людей, которые стали потом террористами. Это связано не столько с религией, сколько с последствиями глобального капитализма.
Религия второстепенна
− После трагических событий последних дней в Вюрцбурге и Ницце общественность и средства массовой коммуникации пытаются понять, были ли преступники радикальными исламистами? Почему вы исключаете такой вопрос?
− Потому что религия играет для убийцы лишь второстепенную роль. Гораздо более важными являются расстройство, депрессия, отчаяние – именно тогда религия начинает превращаться в игру. Психическое заболевание может появиться у кого угодно. И речь не идет о том, чтобы ставить клеймо на больном. Меня интересует то, когда страдающие сами люди, решают заставить страдать других. Мы должны помогать этим людям, чтобы предотвращать такие преступления. Именно поэтому я посвящаю себя изучению таких больных людей. Я хочу докопаться до их сути, чтобы понять их. Хочу понять зло − это единственный выход из ада.
Мы сами создали монстра
− В чем вы видите причину страдания, которое побуждает людей бросаться на других с топорами или взрывать себя на рыночной площади в Багдаде?
− Ответ на этот вопрос мы можем найти в завещании Мохаммеда Атта, одного из тех, кто участвовал в террористической атаке на Всемирный торговый Центр в 2001 году. Это чувство проигрыша. Атта принадлежал к среднему слою в Египте, он не был аутсайдером общества. Тем не менее, он ощущал глубокое унижение и чувство изолированности. В нашем мире правит нео-либерализм, где каждый вовлечен в конкурентную борьбу. Вы и ваши коллеги, люди с запада и люди с востока. Это постоянное давление может вызывать психические болезни. Не нужно проявлять понимание к преступникам, но нужно понимать, что этого монстра создали мы сами.
Одиночество в Интернете
− Как это так?
− В этом велика и вина интернета. Сейчас люди связаны не друг с другом, а с интернетом. И он делает нас одинокими. Коммуникация – это важный связывающий людей элемент, но теперь она может проходить и без физического контакта.
− Но так же было и в эпоху телефона?
−Да, но это вопрос количества. Мы не тратили часы в телефоне с иллюзией того, что лично с кем-то общаемся. Разговоры были короткими, за ними следовала встреча. О Брейвике известно, что он 16 часов в день проводил перед экраном. В результате такое отчуждение может привести к психическим расстройствам.
Дарите внимание близким
− Тогда ваш диагноз касается почти всех нас, ведь мы живем в цифровую эпоху. Как предотвратить такое? Как мы можем предотвратить страдания людей, которые потом способны причинить вред другим?
− Мы должны дарить внимание нашим близким. Ведь мы сейчас и себе то времени не посвящаем, что уж говорить о ближнем. Мы должны с вниманием отнестись к тем, кто едет к нам в Германию или Италию из Сирии или Афганистана. И я не имею в виду СМИ, которые трубят об этом изо дня в день. Мы забыли о том, что надо заботиться друг о друге, потому что воспринимаем окружающих лишь конкурентами в борьбе за существование.
Об авторе. Итальянский философ и теоретик средств массовой информации Франко Берарди родился в 1949 году в Болонье. Автор книг и эссе по теме язык неолиберализма («Мятеж. Между поэзией и финансовым вопросом»). Последняя выпущенная книга при поддержке Matthes & Seitz − «Герои. Массовые убийства и суицид», в ней он исследует вопрос, что думают о нашем обществе сами убийцы.
Нет комментариев