Далеко не всегда купленный мобильный телефон или смартфон, а также другие виды техники (телевизор, компьютер, видеокамера) соответствуют ожиданиям. В их работе могут обнаружиться проблемы, всплыть скрытые признаки ремонта, несоответствие заявленным характеристикам и прочие неприятные обстоятельства. Да что там говорить, покупатель просто может пожалеть о совершенном выборе. Так или иначе, выход из ситуации очевиден – нужно требовать вернуть деньги за некачественный телефон или ноутбук. Это желание явно расходится с интересами продавцов и владельцев торговых точек, поэтому не исключено, что они будут всячески препятствовать его осуществлению.
Рассмотрим стандартные ситуации, с которыми могут столкнуться покупатели, желающие вернуть купленное устройство в магазин, а также порядок действий потребителя в каждой из них. Только человек, который хорошо знает свои права, сможет претендовать на компенсацию. Остальным же просто дадут от ворот поворот.
Могут ли вернуть деньги за телефон, который мне разонравился?
К сожалению, такая возможность законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Мобильные телефоны не входят в перечень товаров, которые подлежать возврату по причине несоответствия требованиям покупателя. Если устройство качественное, не имеет дефектов в работе или программном обеспечении, вернуть его не получится. С другой стороны, можно воспользоваться другими аргументами:
1) Была получена недостоверная информация от продавца, касающаяся приобретаемого устройства (Статьи 10,12 закона “О защите прав потребителей”).
2) Наличие несоответствий между самим устройством и приложенной к нему документацией. Например, если в гарантийном талоне указан неверный серийный номер.
Эти причины являются достаточным основанием для написания претензии в магазин. Шанс на возврат средств тут крайне мал. Если обратитесь в суд, претензию могут удовлетворить, но вероятность неблагоприятного для вас исхода (отказа) тоже высока. Так что, не следует покупать товар в спешке, лучше потратить лишние полчаса на изучение его особенностей и проверку работоспособности.
В течение первых дней использования телефона проявился дефект. Как вернуть деньги за некачественный телефон?
1) Составить письменную претензию в двух экземплярах. Образцы форм для заполнения можно найти в интернете. Это типовая форма на возврат денег за технически сложный товар.
2) Вручить претензию адресату. Одна копия остается у него на руках, а на второй он должен расписаться, отметить дату, ФИО и поставить печати своей торговой точки.
3) Сдать телефон на проверку качества, получив соответствующие бумаги, подтверждающие факт передачи. Следует на бумаге описать все проблемы, которые были вами замечены.
4) Ждать результат экспертизы. Предельный срок ожидания – 10 дней, после чего вы будете претендовать на компенсацию в любом случае.
5) Если в возмещении ущерба будет отказано, у вас будет достаточно оснований для обращения в суд. В этой ситуации вероятность положительного решения в вашу пользу практически 100%.
Принес некачественный телефон в магазин, а работники направляют в сервисный центр. Нужно ли туда идти?
Нужно понимать, что отремонтированный телефон даже с устраненным дефектом все равно хуже нового, а шанс возникновения повторной поломки или новых дефектов на почве ремонта возрастает. Магазину выгодно отправлять вас в сервис, но это не выгодно вам. Лучше составить претензию и подать в магазин, как было расписано выше, настаивая на возврате средств или выдаче вам нового телефона без дефекта.
Если же вы поздно сообразили и телефон уже на гарантийном ремонте, следует дождаться его результатов. Законодательство установило максимальный срок, в течение которого все необходимые процедуры должны быть осуществлены – 45 дней. Если за этот период устройство не было отремонтировано или не попало в руки к владельцу, можно подавать иск в суд, запрашивая возврат средств.
Возможен и третий вариант развития ситуации, когда телефон приходит из сервисного центра и вам торжественно заявляют, что никакой неисправности замечено не было. Вы имеете полное право с этим не согласиться. Так как закон никак не регламентирует порядок тестирования устройств, кто конкретно будет проверять купленный вами телефон – никто не знает. Это могут делать сами сотрудники торговой точки, в сервисном центре или у частного эксперта. В любом случае, правду вам могут так и не сказать. Если вы точно уверены в своей правоте, нужно настоять на независимой экспертизе.
Брал телефон в кредит. Решил вернуть деньги по объективной причине, но в просьбе отказывают, так как кредит еще не выплачен. Что делать?
Это очередная ложь продавцов, рассчитанная на ваше незнание своих прав потребителя. Вне зависимости от того, выплачен ли или не выплачен кредит полностью, покупатель имеет право потребовать возврат средств. Как вариант, он может попросить заменить неисправный телефон на аналогичный, но полностью исправный. Дайте продавцу понять, что вы прекрасно знаете свои права, и он вернет вам полагающуюся компенсацию. Если переговоры не увенчаются успехом – не беда. Действуйте по проверенной схеме – сначала письменная претензия, а потом и судебный иск.
Телефон многократно сдавался в ремонт по различным причинам. Надоело. Имею ли я право на возврат средств за некачественный телефон?
Да, имеете. Но только в определенной ситуации, когда продолжительность всех ремонтов за один год гарантии превышает 30 календарных дней (обратите внимание – календарные дни и рабочие дни магазина являются разными понятиями). Чтобы доказать факт многократного и продолжительного нахождения устройства в ремонте, следует сохранять все акты и бумаги, которые вам выдают на руки. Если не выдают – нужно их требовать. Это право потребителя, гарантируемое ему законодательством.
Все рассмотренные выше алгоритмы действий в проблемных ситуациях применимы не только к телефонам и смартфонам, но и к другим технически сложным товарам – телевизорам, видеорегистраторам, навигаторам, видеокамерам, компьютерам и прочим. Поэтому, даже если вы не испытываете никаких проблем с покупкой телефонов, предпочитая пользоваться бессмертной старой Nokia, их рекомендуется запомнить.
Приходилось ли вам возвращать в магазин некачественную технику? Своим опытом вы можете поделиться в комментариях под этой статьей.
Нет комментариев