Обнаженная натура имеет в искусстве широкий спектр значений и является одним из важнейших жанров. При этом лишь немногие работы в стиле ню (фр. nu — голый) возникли как продукт стремления художника к созданию формы, произведения, доставляющего эстетическое удовольствие совершенством линий. Для большинства произведений искусства обнажённая натура является только отправной точкой, творческим средством, служащим выражению идей и эмоциональных состояний.
Героизм. Во-первых, обнажённые могут символизировать героизм. В знаменитой скульптуре Микеланджело «Давид» 1501–1504 года нагота является отсылкой к древнегреческому обычаю спортсменов тренироваться и соревноваться в обнаженном виде — Давид героически обнажен.
Невинность. Нагота также может означать невинность. Микеланджело поместил путти в потолок Сикстинской капеллы. Игривые существа поднимают настроение, принося ощущение веселья и игры.
Стыд и слабость. Обнаженные модели могут символизировать слабость или стыд, например, обнаженный старик или обнаженные Адам и Ева, покрывающие себя листьями. В «Саду земных наслаждений», ок. 1500-05, Иеронимуса Босха на левой панели изображены Адам и Ева, невинно обнаженные перед грехопадением. На средней панели обнаженные люди отпали от Бога. Справа, в сцене ада, обнажены жалкие сломленные существа.
Волнующая эротика. Обнаженная натура также может быть символом эротического удовольствия. Картина маслом обнаженной натуры Тициана 1538 года «Венера из Урбино» передает откровенное послание Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбино, его новой жене о его ожидании их свадьбы.
1. Венера Урбинская, 1538. Тициан
Итальянский живописец эпохи Возрождения Тициан писал картины с 10 лет и до самой смерти в возрасте 99 лет. Все это время основной идеей большинства его работ являлось воспевание женской красоты. «Венера Урбинская», одно из самых известных произведений художника, создавалась по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере в подарок его молодой супруге.
Предположительно, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана. На переднем плане картины прекрасная молодая женщина с розами в правой руке (символ Венеры) ожидает, пока служанки (на заднем плане картины) выберут для нее платье. У ног Венеры спит маленькая собачка. Существуют две основные версии интерпретации тициановской Венеры. Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Сундук с нарядами на заднем плане рассматривается как приданое обнаженной девушки. Очевидно, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображенная на картине собачка. По другой версии, «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, которая якобы предлагает себя зрителю, а собачка в искусстве бывает не только символом верности, но и может намекать на распущенность.
2. Марс и Венера, Аллегория мира, 1770. Луи Жан-Франсуа Лагрене
3. Падение человека, 1530. Питер Кук ван Альст
4. Купальщица, 1870. Вильям-Адольф Бугро
5. Аврора открывает врата зари, 1900. Герберт Дрейпер
6. Обнаженная, 1902. Хоакин Соролья
Весной 1902 года Соролья посетил Лондон, чтобы увидеть картину Веласкеса «Венера с зеркалом», которая в то время находилась в частной коллекции. Картина казалась ему великолепной, но, перегруженной. Под влиянием Веласкеса Соролья написал свою картину, на которой обнаженная женщина любуется обручальным кольцом.
Моделью для этой работы стала 38-летняя жена Клотильда, родившая к тому времени художнику троих детей. Соролья показал картину на нескольких международных выставках с целью ее продажи, но спустя годы передумал продавать, таким образом холст и по сей день находится в руках семьи Соролья.
7. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, 1889. Генрих Семирадский
Гигантская по размерам картина, сюжет которой основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина бросила вызов богине красоты и любви Афродите — во время праздника Посейдона она сбросила свою одежду и у всех на глазах спустилась к морю. Люди, изображенные на переднем плане, остановились и смотрят на обнаженную Фрину — одни с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.
8. Портрет мадемуазель Неведомской, 1935. Серебрякова Зинаида
9. Розы юности, 1895. Холст, масло. Генриэтта Рэй
10. Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу. Жан-Леон Жером
Согласно рассказу Геродота, царь Лидии Кандавл настолько гордился красотой жены Нисы, что приказал телохранителю Гигу подглядеть за ней, когда та раздевается ко сну. Царица заметила Гига и на следующий день предложила ему либо убить царя и жениться на ней, либо быть казненным. Гиг после долгих колебаний убил Кандавла, женился на царице и основал династию Мермнадов.
Картина является морально неоднозначной, приглашая зрителя сочувствовать либо безнравственному Кандавлу, либо потворствующей убийству Нисе, или вынужденному наблюдать за обнажением Гигу.
11. Размышление над историей Италии, 1851. Франческо Айец
12. Аякс и Кассандра, 1886. Соломон Джозеф Соломон
Согласно древнегреческим мифам, Аякс был буйным дерзким воином, совершившим насилие над Кассандрой. Низкий поступок вызвал гнев Посейдона, в результате чего Аякс упал в море и утонул.
Кассандра была дочерью Приама, царя Трои. Аполлон подарил прекрасной девушке дар предсказания, но когда Кассандра отвергла его ухаживания, Аполлон наложил на нее проклятье, заключающееся в том, что ее прорицаниям никто не верил.
Кассандра предсказала падение Трои и другие события, но её не слушали. Термин «комплекс Кассандры» применяется в различных областях знаний в случае, когда игнорируются достоверные прогнозы. Часто это бывает, когда у оратора отсутствует дар убеждения.
13. Любимый отдых, 1909. Лоуренс Альма Тадема
Художник изобразил Стабианские бани в Помпеях (II-I вв. до н. э.), куда жители приходили купаться и говорить о насущном. На переднем плане две женщина плещутся в «фригидарии», холодной ванне. Остальные раздеваются в специальном помещении. Художник основывал эту работу на фотографиях бань, обнаруженных археологами в 1824 году.
14. Гилас, увлекаемый нимфами, 1865. Жюль Эжен Леневё
Гилас — персонаж древнегреческой мифологии, необыкновенно красивый оруженосец Геракла. Нимфы источника, к которому Гилас отправился за водой, воспламенились к нему любовью и увлекли за собой в глубину для развлечений. Убитый горем Геракл плакал и звал Гиласа, но так и не смог разыскать.
Нет комментариев