Обнаженная натура имеет в искусстве широкий спектр значений и является одним из важнейших жанров. При этом лишь немногие работы в стиле ню (фр. nu — голый) возникли как продукт стремления художника к созданию формы, произведения, доставляющего эстетическое удовольствие совершенством линий. Для большинства произведений искусства обнажённая натура является только отправной точкой, творческим средством, служащим выражению идей и эмоциональных состояний.
Героизм. Во-первых, обнажённые могут символизировать героизм. В знаменитой скульптуре Микеланджело «Давид» 1501–1504 года нагота является отсылкой к древнегреческому обычаю спортсменов тренироваться и соревноваться в обнаженном виде — Давид героически обнажен.
Невинность. Нагота также может означать невинность. Микеланджело поместил путти в потолок Сикстинской капеллы. Игривые существа поднимают настроение, принося ощущение веселья и игры.
Стыд и слабость. Обнаженные модели могут символизировать слабость или стыд, например, обнаженный старик или обнаженные Адам и Ева, покрывающие себя листьями. В «Саду земных наслаждений», ок. 1500-05, Иеронимуса Босха на левой панели изображены Адам и Ева, невинно обнаженные перед грехопадением. На средней панели обнаженные люди отпали от Бога. Справа, в сцене ада, обнажены жалкие сломленные существа.
Волнующая эротика. Обнаженная натура также может быть символом эротического удовольствия. Картина маслом обнаженной натуры Тициана 1538 года «Венера из Урбино» передает откровенное послание Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбино, его новой жене о его ожидании их свадьбы.
1. Венера Урбинская, 1538. Тициан

Венера Урбинская, 1538. Тициан. Холст, масло. Уффици, Флоренция
Итальянский живописец эпохи Возрождения Тициан писал картины с 10 лет и до самой смерти в возрасте 99 лет. Все это время основной идеей большинства его работ являлось воспевание женской красоты. «Венера Урбинская», одно из самых известных произведений художника, создавалась по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере в подарок его молодой супруге.
Предположительно, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана. На переднем плане картины прекрасная молодая женщина с розами в правой руке (символ Венеры) ожидает, пока служанки (на заднем плане картины) выберут для нее платье. У ног Венеры спит маленькая собачка. Существуют две основные версии интерпретации тициановской Венеры. Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Сундук с нарядами на заднем плане рассматривается как приданое обнаженной девушки. Очевидно, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображенная на картине собачка. По другой версии, «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, которая якобы предлагает себя зрителю, а собачка в искусстве бывает не только символом верности, но и может намекать на распущенность.
2. Марс и Венера, Аллегория мира, 1770. Луи Жан-Франсуа Лагрене

Марс и Венера, Аллегория мира, 1770. Холст, масло. Луи Жан-Франсуа Лагрене (фр. Louis Jean François Lagrenée, прозванный Старшим; 1725, Париж — 19 июня 1805 года, там же), французский художник, ученик Ш. Ван Лоо. Старший брат Жан-Жака Лагрене.
3. Падение человека, 1530. Питер Кук ван Альст

Падение человека, 1530. Холст, масло. Питер Кук ван Альст (нидерл. Pieter Coecke van Aelst; 1502 года, Алст — 6 декабря 1550 года, Брюссель) — фламандский художник эпохи Северного Возрождения, романист. Архитектор, скульптор, гравёр, иллюстратор, писатель и издатель, художник-декоратор и орнаменталист.
4. Купальщица, 1870. Вильям-Адольф Бугро

Купальщица, 1870. Фонд Галы и Сальвадора Дали. Вильям-Адольф Бугро (фр. William-Adolphe Bouguereau; 1825, Ла-Рошель — 1905, там же), французский живописец, видный представитель салонного академизма XIX века.
5. Аврора открывает врата зари, 1900. Герберт Дрейпер

Аврора открывает врата зари, 1900. Герберт Дрейпер (1863-1920) — английский художник, изображавший богинь, нимф, сирен, фей, русалок и других мифических персонажей.
6. Обнаженная, 1902. Хоакин Соролья

Обнаженная, 1902. Хоакин Соролья (1863-1923), испанский художник
Весной 1902 года Соролья посетил Лондон, чтобы увидеть картину Веласкеса «Венера с зеркалом», которая в то время находилась в частной коллекции. Картина казалась ему великолепной, но, перегруженной. Под влиянием Веласкеса Соролья написал свою картину, на которой обнаженная женщина любуется обручальным кольцом.
Моделью для этой работы стала 38-летняя жена Клотильда, родившая к тому времени художнику троих детей. Соролья показал картину на нескольких международных выставках с целью ее продажи, но спустя годы передумал продавать, таким образом холст и по сей день находится в руках семьи Соролья.
7. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, 1889. Генрих Семирадский

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, 1889. Холст, масло. Генрих Семирадский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Гигантская по размерам картина, сюжет которой основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина бросила вызов богине красоты и любви Афродите — во время праздника Посейдона она сбросила свою одежду и у всех на глазах спустилась к морю. Люди, изображенные на переднем плане, остановились и смотрят на обнаженную Фрину — одни с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.
8. Портрет мадемуазель Неведомской, 1935. Серебрякова Зинаида

Портрет мадемуазель Неведомской, 1935. Серебрякова Зинаида. Музей искусства авангарда
9. Розы юности, 1895. Холст, масло. Генриэтта Рэй

Розы юности, 1895. Холст, масло. Генриэтта Рэй. Галерея искусств Скарборо. Скарборо, Северный Йоркшир
10. Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу. Жан-Леон Жером

Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу. Жан-Леон Жером (фр., 1824-1904). Музей искусств Понсе, Пуэрто-Рико
Согласно рассказу Геродота, царь Лидии Кандавл настолько гордился красотой жены Нисы, что приказал телохранителю Гигу подглядеть за ней, когда та раздевается ко сну. Царица заметила Гига и на следующий день предложила ему либо убить царя и жениться на ней, либо быть казненным. Гиг после долгих колебаний убил Кандавла, женился на царице и основал династию Мермнадов.
Картина является морально неоднозначной, приглашая зрителя сочувствовать либо безнравственному Кандавлу, либо потворствующей убийству Нисе, или вынужденному наблюдать за обнажением Гигу.
11. Размышление над историей Италии, 1851. Франческо Айец

Размышление над историей Италии, 1851. Холст, масло. Франческо Айец. Galleria d’arte moderna Achille Forti, Verona Франческо Айец (1791-1882 года) — один из ведущих итальянских художников романтизма, известный историческими картинами, политическими аллегориями и портретами.
12. Аякс и Кассандра, 1886. Соломон Джозеф Соломон

Аякс и Кассандра, 1886. Соломон Джозеф Соломон, британский художник
Согласно древнегреческим мифам, Аякс был буйным дерзким воином, совершившим насилие над Кассандрой. Низкий поступок вызвал гнев Посейдона, в результате чего Аякс упал в море и утонул.
Кассандра была дочерью Приама, царя Трои. Аполлон подарил прекрасной девушке дар предсказания, но когда Кассандра отвергла его ухаживания, Аполлон наложил на нее проклятье, заключающееся в том, что ее прорицаниям никто не верил.
Кассандра предсказала падение Трои и другие события, но её не слушали. Термин «комплекс Кассандры» применяется в различных областях знаний в случае, когда игнорируются достоверные прогнозы. Часто это бывает, когда у оратора отсутствует дар убеждения.
13. Любимый отдых, 1909. Лоуренс Альма Тадема

Любимый отдых, 1909. Лоуренс Альма Тадема (брит., 1836-1912). Британская галерея Тейт, Лондон
Художник изобразил Стабианские бани в Помпеях (II-I вв. до н. э.), куда жители приходили купаться и говорить о насущном. На переднем плане две женщина плещутся в «фригидарии», холодной ванне. Остальные раздеваются в специальном помещении. Художник основывал эту работу на фотографиях бань, обнаруженных археологами в 1824 году.
14. Гилас, увлекаемый нимфами, 1865. Жюль Эжен Леневё

Гилас, увлекаемый нимфами, 1865. Жюль Эжен Леневё. Музей Анже, Франция
Гилас — персонаж древнегреческой мифологии, необыкновенно красивый оруженосец Геракла. Нимфы источника, к которому Гилас отправился за водой, воспламенились к нему любовью и увлекли за собой в глубину для развлечений. Убитый горем Геракл плакал и звал Гиласа, но так и не смог разыскать.
15. У камина. Ги Орландо Роуз

У камина. Ги Орландо Роуз (англ. Guy Rose; 1867-1925), американский художник, один из крупнейших представителей калифорнийского импрессионизма.
16. Три грации, 1856. Фердинанд Георг Вальдмюллер

Три грации, украшенные гирляндой из роз, 1856. Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), австрийский художник.
17. Этюд египетской девушки. Джон Сингер Сарджент

Исследование жизни. Этюд египетской девушки, 1891. Джон Сингер Сарджент (1856-1925), американский художник
Нет комментариев