«Одно прикосновение природы делает весь мир родным».
Вильям Шекспир
Лесные пейзажи являлись источником вдохновения для многих живописцев и занимали важное место в изобразительном искусстве в разные времена. Весной ли, в разгар лета, зимой — мастерски выполненные картины известных художников, начиная от Рейсдала и заканчивая французскими импрессионистами, дают возможность ощутить красоту и величие природы и гениальность ее Творца.
1. Якоб Исааксоон ван Рейсдал (ок. 1629-1682), голландский художник
Якоб ван Рейсдал был плодовитым голландским художником-пейзажистом, создавшим сотни работ. Сначала обучался живописи у отца и дяди, художников Исаака и Саломона ван Рейсдал. Затем получил образование в области пейзажной живописи в Германии и часто путешествовал между двумя странами, прежде чем поселился в Амстердаме. В результате многие его работы представляют собой вымышленный гибрид голландской и немецкой сельской местности. Деревья, водопады и ветряные мельницы — повторяющиеся мотивы в композициях, для которых характерно использование густого импасто и насыщенных цветов.
Наиболее характерные картины художника включают массивные деревья, возвышающиеся над скалистой сельской местностью, на которых человеческие фигуры кажутся песчинками по сравнению с могущественной природой. Масштаб и торжественное достоинство представленного здесь «Лесного пейзажа» делают его одним из шедевров Рейсдала. Мужчина и женщина, идущие по тропинке, ничтожны по сравнению с широким водопадом, массивными скалами и огромной упавшей березой на переднем плане. Мрачное настроение усиливают зловещие облака, темно-зеленый цвет травы и листвы. Сломанные деревья на переднем плане важны не только как композиционные приемы, но и как символические напоминания о быстротечности жизни и неизбежности смерти.
В начале пятидесятых Ван Рейсдал путешествовал по лесистой и холмистой местности Германии недалеко от голландской границы. Интерес художника к этой романтической местности усилился примерно после 1656 года, когда он поселился в Амстердаме и познакомился с видами скандинавских пейзажей Алларта ван Эвердингена. Картина «Лесной ручей» была написана примерно в 1660 году.
2. Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875), французский художник
Жан-Батист Камиль Коро, французский пейзажист, портретист, гравер, является ключевой фигурой в пейзажной живописи, его произведения одновременно отсылают к неоклассической традиции и предвосхищают пленэрные инновации импрессионизма.
Начиная с 1820-х годов Коро часто бывал в лесу Фонтенбло, создавая многочисленные эскизы на открытом воздухе. Позже он переработал эти эскизы в своей студии, чтобы писать тщательно структурированные композиции, подобные этой работе, которая была принята для Салона 1846 года — знаменательный момент в карьере Коро. Жюри Салона редко принимало масштабные пейзажи без мифологической или исторической тематики.
В последние годы жизни Коро часто бывал в деревушке Куброн, расположенной к западу от Парижа. В 1873 году он построил там студию, примыкающую к собственности его друзей доктора и мадам Гратиот. Эта картина датируется примерно 1870-1880 годами, но ее трудно назвать точной. Коро действительно проводил больше времени в Куброне с 1872 года, чтобы избежать давления клиентов в своей парижской студии.
3. Томас Моран (1837- 1926), американский художник
4. Иван Шишкин (1832-1898), русский художник
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники, воспевающего нескончаемые леса родины. Картина «Утро в сосновом лесу» — одна из самых известных.
Медведей для нее рисовал не Иван Шишкин, а Константин Савицкий. У художников существует специализация, и они могут обращаться к коллегам с просьбой помочь с изображением деталей на полотне. У пейзажиста Шишкина, который мог часами прорисовывать каждую травинку, на картине «Утро в сосновом лесу» не получались медведи. Он бился над косолапыми месяц, стирая и рисуя их снова, но все равно выходило неправдоподобно. В итоге он обратился в Савицкому.
5. Ефим Волков (1844-1920), русский живописец
Ефим Ефимович Волков (1844-1920) — русский живописец-пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок (1879), действительный член (1895) и академик (1899) Императорской Академии художеств.
Одним из лучших пейзажей русского художника Ефима Волкова на тему весны считается картина «В лесу по весне». В 1877 году Ефим Ефимович получает за эту картину первую премию выставки Общества поощрения художеств.
На ней изображен скромный уголок природы Русского Севера, который Волков тщательно запечатлел во всех ее специфических чертах — неуклюжие низкорослые деревья; засохшие ветви, лежащие на земле; болотистые кочки, поросшие ржавой травой.
Причудливо изогнутые стволы берез на переднем плане привлекают взор зрителя интересной декоративной формой, а ритмично насыщенный узор деревьев на заднем плане играет роль ажурной занавески, сквозь которую просматривается пруд.
Картина запоминается особой мягкостью цвета, простотой и плавностью тональных сопоставлений, великолепным рисунком. Глубина пространства показана с помощью света и прозрачного воздуха, который словно пронизывает и окутывает все предметы. Чтобы оживить пейзаж, Ефим Волков изображает двух птиц, мирно беседующих друг с другом.
6. Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
«Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!» – вот так оригинально, со свойственной ему горячностью, Станислав Жуковский призывал своих друзей-художников к поиску собственной, индивидуальной манеры.
Сам Жуковский импрессионистические приемы использовал для того, чтобы насытить полотна живостью, сделать их более лиричными. В его картинах всегда сохранялись простота и реалистичность. «Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным!» – повторял Жуковский.
Картину «Осенний лес», которая находится в Музее русского импрессионизма в Москве, он написал, скорее всего, в Тверской губернии. Туда каждый год Жуковский выезжал на пленэры. Компания у мастера была более чем приятная: друзья-художники Николай Богданов-Бельский, Исаак Бродский. Осень Жуковский изображает пышной, роскошной, несмотря на грядущее увядание. Потому картина наполнена чувством какой-то очень «светлой печали», даже отрады.
7. Камиль Писсарро (1830–1903)
Жакоб Абраам Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro; 1830-1903) — французский и (номинально) датский художник, один из первых и наиболее последовательных представителей как импрессионизма, так и неоимпрессионизма. Единственный участник всех восьми групповых выставок импрессионистов с 1874 по 1886 год.
Значение его творчества заключается в значительном вкладе в импрессионизм и постимпрессионизм. Писсарро учился у великих предшественников, включая Гюстава Курбе и Жана-Батиста-Камиля Коро. Позже он учился и работал вместе с Жоржем Сёра и Полем Синьяком, и в возрасте 54 лет начал писать в стиле неоимпрессионизма.
8. Клод Моне (1840-1926), французский художник
Клод Моне — французский художник, известный своим бесценным вкладом в художественное движение импрессионизма. Лес Фонтенбло к югу от Парижа стал местом художественного притяжения 1830-х годов для Моне многих других живописцев. Одним из популярных мотивов был дуб Бодмер, названный в честь швейцарского художника Карла Бодмера (1809–1893), который выставил картину с изображением дерева в Салоне 1850 года. Моне использовал яркие желтые, зеленые и оранжевые цвета, чтобы изобразить солнечный свет, проникающий сквозь склоненные ветви. Ковер из красных листьев свидетельствует о том, что он писал этот пейзаж незадолго до завершения многомесячного визита в Фонтенбло в октябре 1865 года. Вероятно, это последний из нескольких пейзажей, связанных с его монументальным «Завтраком на траве» (1865-66; Музей Орсе, Париж), герои которого расположились на солнечной лесной поляне.
9. Гюстав Кайботт (1848-1894), французский художник
Французский художник Гюстав Кайботт был членом группы импрессионистов и их покровителем, однако рисовал более реалистично, чем многие другие.
Кайботт родился в Париже в 1848 году в семье из высшего сословия, изучал право и инженерное дело, а затем участвовал во франко-прусской войне с 1870 по 1871 год. После войны учился в студии Леона Бонна, а затем в Школе изящных искусств. Встретив Эдгара Дега, Огюста Ренуара и Клода Моне, Кайботт продолжил эксперименты, запечатлевающие повседневную парижскую жизнь, и начал участвовать в выставках импрессионистов в конце 1870-х годов.
Картины Кайботта находятся во многих крупных музеях и галереях, в том числе в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне и Музее Орсе в Париже, в котором хранится 40 его картин.
Нет комментариев