Каждый пятый ребенок страдает от нарушения речевого развития, и эта тенденция продолжает нарастать. Педиатры, логопеды, логопедические педагоги и психологи выражают озабоченность в связи с наплывом подобных пациентов в их кабинетах. Причины языковой бедности и нарушений речи только в редчайших случаях имеют физиологическую природу. Основной причиной несвоевременного усвоения грамматики и лексики является, скорее, бедное речевое окружение.
Рост потребления СМИ с раннего возраста и отсутствие должного внимания внутри семьи у многих детей приводят к нарушениям развития речи, которые, если их вовремя не обнаружить, могут развиться в необратимые дефекты. При помощи программ речевого развития логопеды и педагоги в детских садах и начальных школах стремятся на ранней стадии распознать и соответствующим образом исправлять нарушения развития речи у детей. Ведь развитая речь считается важным условием успешного образования и профессиональной карьеры. Как с самого начала создавать для своего ребенка побуждающую к развитию речи атмосферу, читайте ниже.
1- Пойте вслух и пойте вместе
Еще новорожденные младенцы и малыши грудного возраста чрезвычайно положительно реагируют на музыку, начиная улыбаться и двигаться. Если родители поют своим детям что-то, то они с любопытством слушают звук их голоса. Пение вслух и последующее совместное пение прививает детям ритм речи и интонацию родного языка(-ов), но, главное – удовольствие от говорения – важное условие для развития речи.
2- Пальчиковые игры, катание на коленях и рифмовки
«Сорока-сорока, где была – далеко …» – многим родителям эта пальчиковая игра знакома еще из их собственного детства. Бессознательно целые поколения родителей способствовали развитию речи у детей, играя с ними в пальчиковые игры, катая на коленях и повторяя рифмовки. Порой очень древние речевые игры до сих пор невероятно любимы младенцами и маленькими детьми, кроме того они укрепляют эмоциональную связь между родителем и ребенком. Малыши привыкают к ритму и звукам речи.
3- Вместе рассматривайте книжки с картинками
Начиная примерно с полугода, можно понемногу рассматривать с ребенком простые книжки с картинками. Особой популярностью у совсем маленьких читателей пользуются так называемые тактильные книжки с осязаемыми вставками. Для начала подойдут книги с одной картинкой на странице. Они помогут детям понять систему знаков, что является важной предпосылкой для последующего обучения чтению.
Начиная примерно с полутора лет, поиск предметов на картинках в книге становится у детей чуть ли не самым любимым занятием: на масштабных картинках всегда можно найти что-то новое и назвать это. Цветные и четкие иллюстрации дают многочисленные поводы для первых высказываний. При совместном просмотре картинок дети в игровой форме расширяют и укрепляют свой словарный запас.
4- Больше читайте вслух
Чтение вслух является одним из наиболее важных элементов способствования развитию речи детей. К сожалению, сегодня во многих семьях это явление сходит на нет. Помимо развития речи чтение вслух способствует концентрации внимания, а также развитию воображения и творческих способностей. Поэтому регулярно находите время для чтения. Пусть ваш ребенок сам выберет книгу. Устройтесь поуютнее во время чтения.
5- Больше говорите с ребенком
Дети учат язык, в том числе, через подражание. Если они растут в бедной коммуникационной среде, то и в речевом отношении останутся на том же пути. Поэтому следует с самого начала много говорить с младенцем и малышом. Говорение – это не только форма обращения к ребенку, оно также гарантирует, что дети развивают чувство родного языка. Они учатся распознавать разную интонацию и различные голоса.
6- Сопровождайте свои действия речью
Сопровождайте свои действия описаниями и пояснениями, даже если поначалу вам придется привыкать к монологизации собственной речи. Объясняйте ребенку, что вы делаете, и вовлекайте его, насколько это возможно, в свою деятельность. Ребенок будет слушать вас внимательно и вскоре установит связь между вашими действиями и словами.
7- Играйте вместе
Во время игры дети открывают для себя мир – и, в том числе, язык. Поэтому предлагайте вашему ребенку различные игровые возможности. Но это не должны быть никакие специальные игры на развитие речи. Особой популярностью у детей пользуются ролевые игры, такие как «дочки-матери», «магазин» или «у врача». При восстановлении бытовых ситуаций дети расширяют свой словарный запас и закрепляют грамматические структуры. С детьми от 3 до 4 лет можно уже играть в простые настольные игры, такие как Memory или домино. В этих играх дети называют много разных предметов, а значит, расширяют свой словарный запас.
8- Исправление — улучшенное повторение
Ни один ребенок не говорит с самого начала прекрасно. Правильное произношение и грамматически правильное образование слов и предложений нужно тренировать. Всегда поправляйте вашего ребенка, повторив корректную речевую формулировку, будто случайно, еще раз. Никогда не смейтесь над высказываниями малыша и не дразните его по причине его недостатков. Это делает ребенка неуверенным и забирает у него желание говорить и наслаждение от разговора.
9- Поменьше используйте детский лепет
«Гав-Гав», «би-би», «кукареку» – громкие живописные обозначения предметов и действий используются многими родителями, особенно в течение первых двух лет жизни. Но подобное упрощение не всегда благоприятно для развития речи вашего ребенка. Стремитесь как можно раньше называть вещи, людей и поступки их истинными именами.
10- Дайте ребенку возможность поговорить
Практика все усовершенствует – это же касается и речи. Чем больше у вашего ребенка возможностей высказаться, тем лучше и увереннее он будет строить свою речь.
✔ Не прерывайте вашего ребенка во время рассказа, слушайте его внимательно. Только так он почувствует, что его принимают всерьез.
✔ Поощряйте его к речи вопросами.
✔ Подробно отвечайте на все вопросы своего ребенка.
✔ Хвалите своего малыша, даже если формулировки и слова являются пока несовершенными.
Нет комментариев