Мечтаете написать интересную книгу, о которой заговорит весь мир, а толпы почитателей гения пера будут раскупать бестселлер как горячие пирожки? Тогда это руководство от Anette Huesmann — автора книг и преподавателя писательского мастерства из Германии — для вас. Но даже если вы не преследуете амбициозные цели, а просто желаете доверить бумаге свои мысли и чувства, то и в том случае данная шпаргалка придет вам на помощь.
1- Сюжет
Прежде чем приступить к написанию захватывающего бестселлера, вам нужно найти подходящий сюжет. Это ход повествования романа, состоящий из последовательности событий. Самый важный принцип увлекательного сюжета – это четкое соблюдение причинно-следственной связи. Это значит, что все события в книге должны находиться во взаимосвязи. В хорошем рассказе одно следует за другим.
Единственное исключение – это вступление. Первым событием в книге может быть что угодно. И следует позаботиться о том, чтобы все события начинались именно с этой точки отсчета: происходит какое-то событие и запускает все последующие. Это можно сравнить с принципом домино: сначала падает одна костяшка и увлекает за собой все другие. Для хорошего и качественного романа соблюдение причинно-следственной связи – это залог успеха.
2- Основной конфликт
Прежде, чем приступить к написанию интересной книги, нужно обобщить всю историю в одном предложении. Это помогает держать в голове главное, не отвлекаясь на детали. В этом предложении надо не только дать краткое содержание всей истории, но и основного конфликта. В каждой книге, конечно, множество конфликтов, но основной – один.
Возьмем, к примеру, роман Патрика Зюскинда «Парфюмер». Одним предложением всю историю можно рассказать так:
Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, хочет добывать из девушек аромат, который бы сделал его достойным любви.
Это предложение обобщает всю книгу, но в нем нет основного конфликта. Иными словами, где в этой истории проблема? Что делает ее увлекательной? Вот здесь предложение уже содержит конфликт:
Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, убивает девушек и создает из них аромат, который сделает его достойным любви.
Чувствуете разницу? Во втором варианте сразу становится ясно, что станет основой конфликта. То, что центральная фигура в романе – это убийца. В его душе много зла. Все события и сцены в книге вытекают из этого факта.
Так что, прежде чем начать писать книгу, резюмируйте всю историю в одном предложении. Оно должно быть простым, потому что если его усложнить, значит и вся история слишком запутана. Сначала это непросто, но если хорошенько потренироваться, то не будет вызывать затруднений.
3- Развитие событий
Интересный роман содержит в себе ряд событий. При планировании романа нужно обдумать самые важные события и поворотные моменты сюжета. Мы уже говорили про описание конфликта в одном предложении; из него ясно, какие события относятся к главной истории, а какие нет. Если ход повествования ясен, должен получиться качественный напряженный сюжет. Чтобы держать читателя в напряжении нужно хорошо отработать все этапы развития сюжета.
Для примера хорошо представить себе драму в трех актах. Еще со времен Аристотеля пьеса в трех актах служит образцом для создания сценариев и книг.
I акт. Случается некое событие. Оно влечет за собой последующие.
II акт. Напряжение нарастает, и, наконец, происходит кульминация, которая чаще всего переворачивает весь ход действия
III акт. В последнем акте следует цепь особо драматических событий и все завершается.
Конец должен быть логичным завершением всех произошедших событий. Чем незначительней событие, тем драматичней это все может закончиться.
Прежде чем писать книгу, сформулируем четыре важных момента:
1. Резюме истории, включая основной конфликт
2. Некое событие запускающее цепь последующих событий, первый акт
3. Второй акт с кульминацией (=поворотный момент)
4. Третий акт. Развязка и конец.
Представим пьесу в трех актах в картинке: главное событие запускает весь ход истории. Затем события постепенно разворачиваются и достигают своего апогея, приводя к драматическому повороту в жизни героев. Напряжение растет, происходит развязка. Финал.
4- Персонажи
Увлекательные книги нуждаются в занимательных персонажах. Чтобы персонаж получился интересным, его надо представить в трех измерениях. Первое измерение – это продуманный внешний вид, второе – психологическая индивидуальность, и третье – это социальные черты.
Кроме того, в интересном персонаже всегда есть что-то исключительное. То, что выделит его из общей массы: нестандартное хобби, необычные черты характера, удивительная биография или еще какая-нибудь изюминка.
Залог успеха в создании колоритного персонажа − это наделить его каким-нибудь необычным желанием и силой воли, которая позволит воплотить ему это желание в жизнь вопреки всему. Многие авторы пишут книги по 300 страниц. Тогда интерес к герою нужно постоянно поддерживать. Если главный герой идет к своей мечте на протяжении всей книги, читателям до самого конца интересно узнать, добьется он своего или нет.
5- Накал страстей
Как создать напряжение. Для написания увлекательной книги, которая бы держала читателя в напряжении до самого конца, нужен драматичный сюжет и интересные персонажи. Самое главное, персонаж и сюжет должны хорошо гармонировать. Вот, к примеру, любовная история:
Герой садится в парусную лодку, хотя он никогда не умел плавать. Чтобы не опозориться перед своей возлюбленной, он ей об этом не говорит, уверенный, что в море ничего не случится. Вдруг лодка дает сильный крен. Возлюбленная теряет сознание, падает за борт, и вот-вот утонет.
Поскольку сюжет и герой хорошо гармонируют, то мы уже знаем, что наш герой не умеет плавать, и более того, панически боится воды. И читатель начинает волноваться: как же ему удастся спасти свою любовь?
Усиливаем напряжение. Усилить создавшееся напряжение мы можем, добавив многочисленные конфликты. Обеспечиваем героя проблемами: против него силы природы, или сильный противник, или же он сам. Вернемся назад к нашему примеру:
Лодка перевернулась. Темно и надвигается буря. Герой в отчаянии цепляется за обломки лодки и гребет руками и ногами, чтобы спасти свою возлюбленную, которая безвольно качается на волнах в спасательном жилете. И вдруг обломок лодки протыкает жилет, и его уносит в темные воды. Беззащитная девушка сейчас погибнет. А наш герой еще слишком далеко, чтобы спасти ее. Он же не умеет плавать. Спасутся ли они?
Продолжаем держать в напряжении. Держать читателя в напряжении мы можем разными способами. Например, ускоряем события. Чем стремительней развиваются события, тем напряженнее мы следим за ним. Кроме этого, можно добавить каких-нибудь недоразумений, тайн, загадок, временных ограничений. В письменном виде напряжение создается при помощи коротких отрывистых предложений.
6- Тема
В интересной, хорошо написанной книге всегда есть главная тема, вокруг которой всё и вращается. Таким образом, повествование становится более насыщенным. Вернемся вновь к роману Зюскинда «Парфюмер». В этом романе все вращается вокруг запахов и смерти. Тема озвучивается уже на первой странице:
«Во времена, о которых пойдет речь, везде царил такой смрад, что свел бы с ума современного человека. Улицы пропахли навозом, задние дворы – мочой, лестничные клетки отдавали гнилой древесиной и крысами, в кухнях витал запах кислой капусты и бараньего жира». И в таком вот местечке рождается главный герой – Жан Батист Гренуй. «Стоял самый жаркий день в году. Жара свинцовой плитой покрывала все вокруг, усугубляя и без того дурный аромат подгнивших арбузов и жженых рогов, который развевался по всем переулочкам. У матери Гренуя роды начались как раз в тот момент, когда она чистила белянку в рыбной лавке Ру ля Фер. Только что привезенная рыба уже источала настолько сильный неприятный аромат, что казалось, трупный запах уже успел пропитать все».
(Цитата из П.Зюскинда «Парфюмер», Изд-во Диоген,1994 г.,стр.5)
В нашем предложении-резюме, которое включало главный конфликт, уже заложено основное стечение обстоятельств:
Мужчина, который не имеет своего собственного запаха, но обладает потрясающим обонянием, убивает девушек и создает из них аромат, который сделает его достойным любви.
И по ходу самого действия, и в деталях, «запах и смерть» играют существенную роль. Таким образом, эта тема прослеживается на всех этапах нашей истории. Это делает повествование насыщенным и напряженным.
7- Показывай, а не рассказывай
Принцип «Не рассказывай — показывай» является важной рекомендацией для книжной речи. Если в быту мы говорим: «Маша расстроилась», то в художественном повествовании будет сказано так: «В глазах Маши заблестели слезы».
Это принцип отличает также два вида повествования: описательного и сценического. В первом случае мы описываем события. При сценическом − мы разыгрываем событие в диалогах и действиях. Мы изображаем то, что видим сами, это придает повествованию живость.
Сценическое повествование получится удачным, если его рассматривать в пяти аспектах: что герои слышат, видят, осязают, обоняют и чувствуют. Цель – подарить читателям образное представление о развивающихся событиях. Классический пример описательного способа повествования – это сказки о Ханселе и Гретель.
Хансель и Гретель заблудились в лесу. Там было холодно и темно, и им было очень страшно.
А вот как это будет звучать в сценическом повествовании:
Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.
− Я устала, − прошептала она.
Хансель потер нос тыльной стороной ладони.
− Мы должны идти дальше, − настаивал он.
(Спасибо за пример Симоне Харланд и авторскому форуму Montségur).
Существенная часть сценического повествования – это диалоги. К ним добавляются сопутствующие элементы: описание мест происшествия, героев и их действия.
8- Диалоги
Можно подумать, что в диалоге главное то, что говорится. Но бывает и наоборот. Диалоги становятся живыми благодаря тому, что вслух не произносится. Самая частая ошибка начинающих авторов в том, что их герои очень много говорят.
Вернемся к нашим Ханселю и Гретель. Вот здесь говорится слишком много:
Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.
− Здесь так холодно, а мы совсем не знаем, куда идти. Кроме того, я очень устала, − шептала она.
Хансель потер нос тыльной стороной ладони.
− Скоро наступит полночь, и если мы не найдем дорогу домой, нам придется заночевать в лесу. И мы станем добычей диких животных. У нас нет времени, мы должны идти дальше, − настаивал он.
А вот как звучит менее многословная версия:
Гретель дрожала, и ее бледное лицо выделялось на фоне черных ночных стволов.
−Я устала, − прошептала она.
Хансель потер нос тыльной стороной ладони.
− Мы должны идти дальше, − настаивал он.
Можно сделать диалог увлекательным только хорошо его переработав. В процессе написания текста диалоги получаются лучше всего, живее, когда пишешь то, что приходит на ум. Потом мы переделываем эту версию. Чтобы сделать текст увлекательнее и занимательнее, сокращаем предложения в прямой речи. В большинстве случаев читатели поймут, о чем речь и из пары слов. Все остальное оказывается лишним.
Естественно, есть хорошие книги и с пространными диалогами. Но для этого нужен немалый опыт, чтобы подобные диалоги не навевали на читателя тоску. Поэтому в наших интересах сделать диалоги краткими.
9- Чувство
На музыкальной сцене без чувств никуда, об этом мы можем судить даже по современным телешоу типа «Голос». Любая песня, спетая без чувств, не вызовет никаких эмоций. То же самое и с живописью, и литературой. Добиться успеха можно лишь показав свои настоящие чувства. Почему так? У людей «антенны души» очень чуткие, поэтому мы остро чувствуем те эмоции, которые передают музыка, картина или рассказ. Если творческое произведение выражает настоящие чувства, это пробуждает эмоции и в нас самих, оставляет глубокое впечатление.
А как же наполнить чувствами книгу? Если я собираюсь писать сцену, я мысленно погружаюсь в нее. Глубоко-глубоко, пока не прочувствую всеми фибрами души, что же испытывают мои герои. Только так я могу описать их эмоции, исходя из моих собственных, настоящих чувств.
10- Хороший стиль
Самый сложный вопрос, который задает себе писатель: что же представляет из себя хороший стиль и как его выработать?
Тут поможет только одно: писать, писать, и еще раз писать. Стоит обращать внимание на то, что вообще пользуется спросом. А еще есть отличное упражнение – берем свой текст и пробуем его переделать под разные стили: как комикс, в стиле Кафки, в стиле Роулинг или журнальной статьи.
И будьте осторожнее с метафорами и эпитетами. Многие книги грешат их изобилием, и становятся от этого нечитабельными. Метафоры и эпитеты подобны соли в супе: добавишь щепотку – и суп станет вкусным, а если целую горсть, то он уже будет не съедобным.
Нет комментариев