Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Иконография Сретения. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия
Причина празднования
Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.
Особенности праздника Сретения Господня
Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира
Что следует понимать под «сретением»?
Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».
Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.
Что случилось в тот день?
Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.
О какой благодарственной жертве идет речь?
Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.
По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».
Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси
Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?
Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?
Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.
Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.
Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?
Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».
То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.
Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.
Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.
Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.
Что еще известно о праведном старце?
В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.
По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.
Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами. Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства. Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».
Анна-пророчица. Что известно о ней?
Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.
Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».
Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
История праздника Сретения Господня
Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.
Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».
Откуда это известно?
До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов. Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы. Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция
Легенда из византийской Антиохии
Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы. Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно. Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.
Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.
Различия в названиях праздника
Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».
Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.
Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.
О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?
В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.
С чем было связано такое изменение?
После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.
Когда освящают свечи в русских епархиях?
Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.
«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы
Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».
Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.
Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.
Сретение и приметы
В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.
Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась».
Погода и праздник
День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.
«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».
Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.
«На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних».
«На Сретение капель — урожай пшеницы».
«На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».
Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.
На фото вверху: Сретение Господне. Дуччо ди Буонинсенья
Ирина ЛАЗУР, журналист и писатель в «Элегантная Вселенная», специально для Леди-Шеф.Ру
Нет комментариев