В первое воскресенье после Святой Троицы (Пятидесятницы) православный мир отмечает важный христианский праздник День Всех Святых, который также называют Неделей Всех Святых.
Все мученики, пророки и исповедники – простые смертные, благодаря подвигу твердой веры в Спасителя ставшие образцом святости, фундаментом и оплотом веры и христианства как религии.
Святые подвиги
Христианство немыслимо без своих святых, которые испокон веку почитались верующими. Первыми святыми были, конечно же, апостолы, ученики Христовы, а затем к лику святых стали причислять и других мучеников, без колебаний пошедших на смерть ради своей веры. По мере развития и распространения христианства (православия) канонизировать начали и правящих князей, заслуживших большое уважение и почитание в народе: например, Александра Невского, Дмитрия Донского, Андрея Боголюбского. Нельзя не упомянуть и известнейших монахов, также удостоившихся канонизации: Серафима Саровского и Сергия Радонежского.
Вспомнить всех христианских святых на сегодняшний день не представляется возможным, как невозможно и описать все их подвиги во имя веры.
Немало мучеников пошло сознательно на смерть в самые первые десятилетия становления христианства и церкви как его института. Потому и празднование этого дня или Недели (воскресенья) призывает верующих помянуть и склонить головы перед всеми как известными, так и навсегда оставшимися безымянными мучениками Христовыми.
История праздника День Всех Святых
Первые упоминания о Дне Всех Святых относятся с концу 4 века. Уже тогда его празднование относилось к концу весны, а точнее к середине мая (13-е число). О его существовании свидетельствует и проповедь Иоанна Златоуста, и указания о нём в ряде песнопений Ефрема Сирина, рассказывающих о подвиге мучеников во славу Христа и Церкви Христовой.
После раскола христианства в 1054 году на католицизм и православие, этот день в православии официально закрепили за первым воскресеньем после Троицы.
Богослужение в День Всех Святых
Богослужение во время праздника Всех Святых проходит в соответствии со строго установленной процедурой. На утренней воскресной службе читаются одиннадцать Евангелий в определённой последовательности, основной темой которых является повествование о воскресении Христа.
Во время вечерней воскресной службы читаются выдержки из Ветхого Завета с упоминанием святых и во их славу.
В утреннюю службу понедельника следующего дня проводится специальная литургия с чтением Евангелия от Матфея и Послания к римлянам.
Затем у православных христиан начинается Апостольский (Петров) пост.
Праздник Всех Святых у католиков
Название «День Всех Святых» у нас также прочно ассоциируется с Хэллоуином (Вечер (канун) Дня Всех Святых), который у древних кельтов считался началом очередного года и носил название Самайн. Фактически языческий праздник позднее трансформировался в католический День Всех Святых, следовавший после Хэллоуина 1 ноября. Хотя в 7 веке он начал отмечаться 13 мая, тем не менее, спустя несколько столетий после раскола христианства на два направления он был перенесён католиками именно на 1 ноября, видимо, из-за исторической близости к привычным старым традициям, тесно переплетающимся с христианскими праздниками.
Вслед за британцами этот день стали отмечать европейские католики, а затем был официально установлен как праздник папой Римским. Кстати, католический День Всех Святых стабилен и неизменен, в отличие от его православного аналога, который может смещаться в зависимости от празднования дня Пасхи и Троицы.
Как отмечают праздник в православных семьях
Как празднуют День Всех Святых в православной семье? Воскресение всегда считалось днём отдохновения, покоя, а также временем упорядочения мыслей и общения с Богом, тем более — праздничное. В этот день верующие читают молитвы, поминают всех святых и обязательно посещают церковные службы.
День Всех Святых не является праздником в том разумении, как мы воспринимаем это слово. Скорее, это почитание, благодарение и очищение своей души праведными мыслями. Это день памяти чистых и светлых помыслами людей, творивших чудеса, не пожалевших своей жизни во славу Христа и снискавших любовь и почитание людей. Ведь святыми угодниками не рождаются, а путь к духовному подвигу – это всего лишь добровольный выбор тех, для кого служение Богу и родине стало их тернистой стезёй.
Нет комментариев