Эта женщина явилась миру не просто диктовать законы моды. Она пришла утверждать новые ценности и свое видение гармонии. Она помогла миллионам женщин выйти из ограничительных рамок социальных представлений. Ее узкие приталенные пиджаки и короткие юбки, которые носила и сама Коко, входят в обязательный набор деловой женщины. Ее дизайнерский почерк считается предельно классическим, а манера подавать себя – верхом изящества.
Сам по себе алмаз не имеет цены, но если с его стоимостью соглашаются люди, из него можно сотворить непререкаемый символ богатства, красоты и совершенства. Модельный образ Коко Шанель был идеальным сочетанием роскоши и неуловимой иллюзии простоты. До нее никому с такой легкостью не удавалось из обычных линий создавать мираж стильности и элегантности. Она доказала, что золушка становится принцессой благодаря умению превращать безобразную тыкву в яркую карету.

Габриэль Шанель, 1920 г.
Мадмуазель Коко. Благородный иллюзион
Как тут не вспомнить о том, что киноискусство придумали французы. Иллюзион – состояние, в котором человек заставляет себя поверить в то, что происходит на движущемся экране. Вся так называемая реальная жизнь Коко была основана на едва уловимых оттенках правды, на иллюзии построения необходимых деловых граней.
Начнем с рождения будущей законодательницы моды. Во-первых, ее звали не Коко, а Габриэль, вместе с другим именем – Боннер. Фамилия Шанель являлась упрощением от Шаснель – непроизвольная вина нотариуса, сделавшего техническую опечатку в свидетельстве о рождении. Фамилия принадлежала уличному зазывале Альберту, который оставил свою дочь в двенадцатилетнем возрасте вместе с братьями и сестрами на попечение дальним родственникам.

1928 г.
К восемнадцати годам Габриэль уже работала продавщицей в магазине, а заодно и пела по вечерам в кабаре «Ротонда». Тогда-то и стали хмельные посетители называть ее Коко – по слогам из нескольких популярных шансонов.
Детство. Фантазия и упорство
Габриэль Боннер Деволль волею самой судьбы превращается в Коко Шанель. Это имя помогло девушке перевоплотиться в совершенно новую личность. Загадочная история хрупкой провинциалки стала фундаментом для создания легенды, модной сказки об истоках видения универсальной одежды двадцатого века.
Коко Шанель родилась в августе 1883 года в Сомюре, как вторая незаконнорожденная дочь одинокой женщины с целым комплексом душевных проблем и болезней. Ее мать вышла замуж значительно позже, родив еще четверых детей, а потом преждевременно ушла из жизни. Вдовец не смог больше содержать семью, поэтому Коко пришлось некоторое время ютиться в бедном католическом приюте. С тех пор она своего отца больше не встречала.

Габриэль Шанель в детстве
Как видим, юность будущей бизнес-леди нельзя было назвать радостной и гармоничной. Каким образом девушке без средств и перспектив на будущее удалось стать новатором моды и кумиром миллионов женщин во всем мире, можно только догадываться. Но без упорства такого чуда не могло произойти в принципе.
Лучшие цитаты от Коко Шанель
«Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте».
«Далеко не каждая женщина – Венера, тем не менее, нет необходимости что-то скрывать. Когда вы пытаетесь затушевать недостатки, они становятся еще более заметными».
«Что бы ни надел на себя мужчина, он всегда будет только дополнительным аксессуаром для женщины».
«Женская красота необходима, чтобы нас любили мужчины, а глупость, чтобы любили мужчин мы».
«Женщина должна всегда одеваться так, будто она только что влюбилась».
«Я ни о чем не жалею в жизни, кроме того, что не успела еще сделать».
«Женскую наготу мужчинам необходимо подавать чайной ложечкой, а не строительным мастерком».
«Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет».
«Изделия ювелиров наводят на меня тоску. Все равно, что носить вокруг шеи банковский чек».
«Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет».
«Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым!».
«Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет».
«Роскошь – это когда изнанка так же красива, как и лицо».
«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм».
От провинциальной швеи до парижской царицы моды
Итак, Коко Шанель выучилась в детском доме швейной профессии, а потом стала одновременно работать в магазине и варьете. Конечно, такое положение дел не сулило ничего интересного на будущее, но…
Роковую роль в ее удивительной судьбе сыграла случайная встреча с сыном богатого промышленника Этьеном Балсаном. Именно он ввел девушку в высшее общество, что позволило ей вскоре (1910 год) открыть магазинчик «Chanel Modes». И не где-нибудь, а в самом Париже.

Этьен Балсан и Коко Шанель
Коко сделала свой первый шаг в мир в моды с того, что произвела революцию в понимании роли головного женского убора, убрав из него качество высокого статуса, определенного положения в обществе. Раньше считалось, что количество перьев, бахромы и дорогих украшений является видимым символом богатства и власти. Коко Шанель освободила шляпку от «лепнины и штукатурки» и придала ей неуловимую элегантность, что очень понравилось модницам из средних слоев населения.
Вскоре пути Коко и Этьена разошлись, но модный бутик остался, принося своей хозяйке довольно ощутимый доход. Простые стильные шляпки в Париже становились все более востребованными, суля начинающему дизайнеру перспективы реализации еще более грандиозных замыслов.

Габриэль и Этьен
Коко покупает новые магазины широкого профиля для креативной женской одежды, а благодаря новому увлечению – Артуру «Бой» Капелю, в 1915 году открывает свой первый дом моды.
С этого времени дела начинают идти настолько хорошо, что тридцатидвухлетняя женщина гасит все кредиты и становится независимой в финансовом и творческом отношении. Теперь она может полностью заняться развитием и реализацией своих незаурядных дизайнерских идей.
Мода как символ эмансипации
Перейдем от иллюзии к фактам. Успех компании Chanel был поистине гигантским. На чем он основывался? На создании совершенно нового эмансипированного образа успешной женщины. Именно такой подход вывел бизнес парижской законодательницы на вершину международной подиумов.

Шанель придумала маленькое черное платье, которое полюбилось миллионам женщин
Дизайнер создавала платья, о которых никто раньше даже не мечтал. Это была простая, но элегантная одежда без корсета и китового уса. В качестве материала использовалась мягкая приятная ткань типа «джерси», а юбки приобретали воздушность и шились намного короче, чем было принято раньше. Но на этом Коко не остановилась. Она первой из всех известных модельеров «изобрела» брюки специально для женщин, нося их с нескрываемым удовольствием, тем самым подавая меняющемуся миру заразительный пример.

Шанель подарила женщинам брюки. И сама с удовольствием их носила
Мода от Chanel была не просто превращением куска ткани в удобную женскую одежду, но стремительной волной эмансипации, ее ярко выраженным символом.

«Я устала носить ридикюли в руках», — заявила в 1954 году Коко Шанель, а в 1955 представила сумочку, которую женщины смогли носить через плечо
Коко хотела подарить женщинам больше свободы в движениях:
«Долой скованность. Ни одна женщина не должна себя чувствовать в одежде ограниченной».
Эта революционная идея нашла горячий отклик у ее поклонниц в эпоху, когда эмансипация шаг за шагом отвоевывала у мужчин «табуированные» территории.
Деньги. Кто умеет блефовать, тот вооружен
Уже с самого начала карьеры Коко Шанель стала зарабатывать немалые деньги. Но что они значили для нее? С одной стороны? финансовая независимость и утонченная роскошь для нее были необходимы, как воздух. С другой стороны, они являлись всего лишь фундаментом для абсолютной свободы самовыражения. «Деньги существуют для того, чтобы их тратить» – вот главный девиз Коко. Финансы – топливо для создания полноценной жизни, необходимый ингредиент развития тонкого вкуса. Будучи иконой стиля и роскоши в кажущейся простоте, она хорошо усвоила истину – за деньги можно получить подобие лучшей жизни, но не саму жизнь. Иллюзия легко создается даже без пышной и дорогой бижутерии, но ее качество возрастает от умеренности и строгости гармоничной реализации.

Духи «Шанель № 5» стали парфюмерным бестселлером XX века
Недостаток большой любви
Хотя проблем с деньгами у парижской модницы практически не было, периодические интимные отношения приносили ей не столько радость, сколько боль и разочарование. Несмотря на множество готовых на все поклонников у своих ног и длинную череду любовников в постели, большой любви Коко так и не дождалась, да и замуж не вышла.

Роман Коко Шанель (37) с князем Дмитрием Романовым (30), закончился через год расставанием, как все прочие
Современные одинокие женщины хорошо знают, каково быть деловой леди, сердце которой принадлежит, прежде всего, бизнесу. Коко Шанель никогда не была рабыней у мужчин, зато всегда ощущала себя пленницей высокой моды. Свои представления о свободе она передала через бесчисленные коллекции миниатюрных черных платьев без корсетов и элегантных костюмов из твида, а Chanel № 5 и сегодня считаются самыми успешными женскими духами в мире.
Иллюзия продолжает жить
После второй мировой войны творческий бег Коко Шанель стал замедляться. Пришло время собирать плоды со всех предыдущих завоеваний. Тем временем довоенное видение моды уже не соответствовало новым требованиям. Наступили пятидесятые годы. Модницам хотелось чего-то непривычного, женственного и совершенно свежего. И тогда рынок одежды завоевал молодой и никому не известный французский дизайнер Кристиан Диор.
Авторитетная женщина нелестно отзывалась о творениях нового законодателя моды:
«Эти тяжелые льющиеся платья, которые не помещаются даже в чемодан, просто смешны».
После войны Коко из-за многолетнего романа во время оккупации с немецким дипломатом пришлось эмигрировать. Ее подозревали в серьезных связях с нацистами. Но только в 2011 году было официально подтверждено, что она сотрудничала с национал-социалистами с целью получения большой доли в компании, которой управляла еврейская семья Вертхаймер. Справедливость была восстановлена только несколько лет назад.

Коко Шанель несправедливо подозревали в связях с нацистами
После войны прошло несколько десятков лет, и Коко Шанель решила заявить о себе снова. К сожалению, дизайнеру так и не удалось завершить конструктивные особенности новой модной волны, с которой она собиралась обрушиться на мир.

Могила Коко Шанель в Лозанне, Швейцария
Коко умерла 10 января 1971 года в номере «люкс» парижского отеля «Ritz». Ее наследие в наше время творчески развивает Карл Лагерфельд.

Женский костюм, разработанный Коко Шанель, актуален и сегодня

Сегодня наследие Коко Шанель творчески развивает немецкий модельер Карл Лагерфельд
Ирина ЛАЗУР, специально для Леди-Шеф.Ру
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Марлен Дитрих. Никто не сделает вас более счастливыми, кроме вас самих
20 вещей, которым стоит поучиться у француженок
Мужской стиль: 10 вещей, которые женщины находят самыми привлекательными
Нет комментариев